
Традиционное представление о периоде древнейшей истории человечества незыблемо: общество поступательно развивалось от простого к сложному. Но к настоящему времени накопилось огромное количество объективных фактов, которые в прямом смысле слова "не лезут ни в какие рамки", если речь идет об официальной теории развития человечества. Среди них - коллекция гравированных камней, найденных в небольшом перуанском городе Ика.
Официальная наука считает эту коллекцию подделкой, поскольку сюжеты, выгравированные на камнях Ики, противоречат традиционной концепции человеческой эволюции. "Приговор" коллекции был вынесен еще в 1975 году. И с тех пор обсуждать данную тему в научных кругах считается не комильфо. Однако в Ике камни с фантастическими изображениями продолжают находить и по сей день. Может быть, имеет смысл вновь вернуться к обсуждению вопроса о возрасте и подлинности камней? Разобраться в ситуации "Итоги" решили на месте - в Перу. В Южную Америку мы отправились вместе с американским профессором-историком Деннисом Свифтом, который занимается изучением коллекции более 10 лет.
Чудачество доктора Кабреры

Профессор медицины, декан медицинского факультета Университета Лимы доктор Кабрера благодаря случаю в середине 60-х годов познакомился с древними камнями. Загадка эта его так увлекла, что он посвятил их коллекционированию и изучению почти 40 лет жизни. Таких, как он, обычно называют чудаками. Истратив почти все состояние на приобретение камней, Кабрера собрал их более двенадцати тысяч и превратил личный особняк в центре города Ика в музей.
Поставщиками камней являлись и являются уакерос - так в Перу называют охотников за древностями. С ними корреспонденту "Итогов" тоже пришлось познакомиться, но об этом ниже. Начиная с 60-х годов прошлого века уакерос продавали камни редким местным коллекционерам буквально за несколько монет. А поскольку странные изображения на камнях вызывали у знатоков закономерные подозрения в подлинности, некоторые следопыты даже предлагали добровольно показать места находок камней. Тем не менее академические ученые никогда всерьез не занимались изучением странных артефактов.
Каменная библиотека

Право, Кабреру не зря прозвали чудаком. Превратить собственный большой дом в настоящий склад камней не каждому придет в голову.
Что же представляют собой знаменитые камни Ики? Это обкатанные рекой валуны андезита (вулканическая горная порода). Их цвет, как правило, черный с разными оттенками, но есть также серые, бежевые и розоватые камни. Самые маленькие имеют вес в 15-20 граммов, а самые большие достигают 500 кг и имеют размер до метра в диаметре. И те, и другие корреспондент "Итогов" увидел в доме доктора Кабреры.
Техника изображений на камнях двух видов: гравировка (глубиной 1-2 мм) и низкий рельеф.
- В 1967 году доктор Кабрера впервые отправил 33 образца из своей коллекции на экспертизу в геологическую лабораторию Университета Лимы, - рассказывает, попутно знакомя меня с коллекцией, Деннис Свифт. - В заключении однозначно указывалось, что патина (пленка естественных окислов) покрывает как поверхность камней, так и линии рисунков, что однозначно свидетельствует о древности образцов.
- Видите, - показывает Евгения Кабрера, - края гравированных линий не имеют значительных признаков износа и повреждений, а это свидетельство того, что камни не находились долго в употреблении, но были погребены вскорости после изготовления.
- Совершенно верно, - подхватывает Деннис Свифт. - Экспертные заключения на сей счет были получены из Боннского университета.

Корреспондент "Итогов" вместе с профессором Свифтом провел за рассматриванием рисунков на камнях едва ли не целый день. Поверьте, это настолько увлекательное занятие, что забываешь обо всем на свете. Количество изображенных сюжетов наводит на мысль, что их создатели старались охватить все стороны жизни своего общества. Но бытовая тематика в коллекции занимает минимальную часть. Большинство изображений связано скорее с демонстрацией научных достижений этой древней цивилизации. На камнях Ики во множестве представлены изображения звезд и астрономических инструментов, летательные аппараты и запускающие их устройства, хирургические операции, человеческая и животная эмбриология, карты неизвестных континентов, огромное количество реликтовых животных.
Не менее трети камней имеют на поверхности изображения динозавров, которые, по представлениям современной науки, вымерли еще до появления человека в Америке. Наиболее часто встречаются изображения трицератопсов, стегозавров, различных видов зауроподовых динозавров (диплодок, брахиозавр), птерозавров. Корреспондента "Итогов" поразило то, что динозавры изображаются почти всегда в тесном контакте с человеком. И здесь можно выделить две основные темы: противоборство человека и динозавра (как правило, плотоядного) и забота человека о динозавре и его использование в качестве домашнего животного. Естественно, такие изображения не соответствуют современным представлениям об истории человечества и Земли в целом. Таким образом, сам факт наличия камней Ики вступает в противоречие не только с древней историей, но и с палеозоологией, геологией, медициной.
На многих камнях Ики изображены сцены, свидетельствующие о высочайшем уровне развития медицины в этой неизвестной цивилизации. Наиболее типичными сюжетами являются операции по трансплантации органов, в первую очередь желудка. Но есть и камни, изображающие пересадку печени, сердца и даже мозга! Рисунки настолько натуральны, что, кажется, будто неведомый художник творил их, находясь рядом с операционным столом. И когда скептики твердят о фальсификации, хочется спросить: какой буйной фантазией и одновременно глубоким познанием медицины должны были обладать местные фермеры из перуанской глубинки в 60-е годы, чтобы изготавливать такие подделки?!
На камнях Ики множество сюжетов, связанных с астрономическими исследованиями. Многочисленные изображения звезд, Солнца, комет свидетельствуют о том, что астрономические знания в неизвестной нам цивилизации были на очень высоком уровне. Типичный мотив - изображение человека с подзорной трубой.
Есть серия камней с изображением материков, имеющих малознакомые или совсем незнакомые форму и взаимное расположение. Внутри контуров материков нарисованы фигурки людей, динозавров, пирамид. Не вызывает сомнения, что это карты. Сам доктор Кабрера считал, что на этих камнях изображены не только допотопные континенты, включая Атлантиду, но и представлена поверхность другой планеты.
"Доктор Кабрера выявил целый ряд закономерностей в системе изображений, - рассказывает профессор Свифт. - Он пришел к выводу, что основные мотивы образуют четко выраженные серии. Каждая из них может содержать от 6-8 до 200 камней. По мере развития сюжета в теме меняются размер камней (в сторону увеличения) и даже техника нанесения изображения. Простые сюжеты выполняются методом гравировки, а более сложные - в технике низкого рельефа". Действительно, я убедился в том, что чем крупнее камень, тем выше технология резьбы и сложнее художественная композиция. Самые крупные камни можно смело отнести к выдающимся образцам искусства. А вот на маленьких чаще всего присутствует лишь единственное изображение какого-либо существа, и выполнено оно без особых изысков.
Евгения Кабрера рассказала "Итогам" следующее: "Отец признавался, что современное человечество, по его мнению, еще не готово к принятию послания, зашифрованного иной цивилизацией на камнях Ики. Он отстаивал идею о том, что камни Ики были "каменной библиотекой", специально созданной неизвестной цивилизацией. Более того, зная о неизбежности глобальной катастрофы, правящая верхушка этой цивилизации отдала указание о создании данной "каменной библиотеки", после чего оставила планету, переселившись на одну из планет созвездия Плеяд. Вся эта концепция была выстроена отцом на основе изучения изображений на камнях".
Мистификация или загадка?

"Разобраться в этой ситуации при желании несложно, - объяснил корреспонденту "Итогов" профессор Свифт. - Ограбление древних памятников и нелегальная продажа древностей в Перу являются уголовно наказуемыми преступлениями. Какой нормальный грабитель признается официальным лицам или журналистам, что он грабитель и, следовательно, готов нести справедливое наказание? Более того, в конце 60-х годов тот "фермер", который являлся основным поставщиком камней для доктора Кабреры, признался последнему, что он был арестован по обвинению в продаже древностей, но позже выпущен под подписку о том, что будет утверждать о собственноручном изготовлении камней".
В то же время "черной археологией" продолжает промышлять огромное количество людей, живущих близ Ики. Деннис Свифт познакомил меня с семьей профессиональных уакерос. Вся семья из четырех человек два-три раза в год выезжает на промысел. Их домашняя коллекция древностей по своему объему и ассортименту вполне могла бы конкурировать с коллекцией местного краеведческого музея. В их коллекции имеются три камня, аналогичные тем, что собраны доктором Кабрерой. На всех трех камнях изображены люди и динозавры. Я спросил главу семьи, назовем его условно Роберто, каково его мнение о камнях Ики. По мнению Роберто, который, кстати, по своей основной специальности является профессором истории, камни Ики были исполнены не неизвестной древней цивилизацией, а представителями доиспанских культур Перу. Будучи профессиональным "полевиком", Роберто рассказал, что все камни находят в погребениях хорошо известных официальной науке древних культур - Паракас, Наска, Ика, а также в инкских захоронениях. Роберто специально для корреспондента "Итогов" устроил импровизированную экскурсию по тем местам, где он или его коллеги-уакерос находили необычные разрисованные камни. Эти места не являются труднодоступными и известны огромному количеству людей как места сосредоточения древних захоронений.
Но если верить новому знакомому, тогда получается, что всем древним культурам Перу были знакомы, хотя бы по изображениям, такие чудеса, как трансплантационная медицина, воздухоплавание, а также различные виды реликтовых животных. При этом данные знания не отразились в материальной культуре этих древних обществ. Единственное объяснение, которое приходит в голову, это то, что на протяжении тысячелетий у разных индейских народов Перу были сторонние источники поступления камней со странными изображениями, и эти камни воспринимались как священные объекты и потому помещались в могилу вместе с умершим владельцем. Но тогда кто и откуда поставлял такие камни?
